Некоммерческое благотворительное партнерство

Ассоциация попечителей образования

Организация внебюджетной деятельности в системе образования.

 г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти 42, оф. 20 Тел. (8-8452) 72-23-28, 60-48-49, 580 - 270

E-mail: popsovet@yandex.ru

 

 

 

 

Главная

Организация попечительских советов

Организация платных образовательных услуг

Семинары

Менеджер образования

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

Форум

Чат

Контакты с Ассоциацией попечителей образования

Наш партнер - Издательство "Образование в документах"

 

 
Новости попечительства   Ищем партнеров для организации сети попечительских советов   Гостевая книга   Форум    Чат 

О перечислениях средств, поступающих на счета бюджетных образовательных учреждений от платных образовательных услуг, а также благотворительных пожертвований на единый счет бюджета. Требования Бюджетного Кодекса РФ. Аналитическая статья Глущенко А.В.

 

Об обеспечении учета прихода и расхода денежных средств,

товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств образовательного учреждения при организации  деятельности попечительского совета.

           

            В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

            Это в полной мере касается и образовательных учреждений и попечительских советов – самостоятельных юридических лиц. Независимо от того, кто ведет в школе бухгалтерский учет, централизованная бухгалтерия или свой школьный бухгалтер, ответственность за его организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также за правильное исчисление и уплату налогов, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности несёт руководитель.

            В зависимости от организационной формы попечительского совета определяется порядок организации финансово-хозяйственной деятельности, связанной с привлечением образовательным учреждением дополнительных средств. Если попечительский совет выступает как общественное объединение, не обладающее правами юридического лица, то осуществление им самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности невозможно, так как в соответствии с ст. 30, ст.32 Закона РФ «Об общественных объединениях» имущественные права возникают только у общественных объединений, являющихся юридическими лицами.

Попечительский совет может выступать как орган общественного самоуправления образовательного учреждения.  В этом случае его функции права и обязанности должны быть прописаны в Уставе и в локальных актах (Положениях и т.п.) образовательного учреждения. В этом случае финансово-хозяйственная деятельность по привлечению внебюджетных средств должна быть оформлена в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, а также с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Утвержденной  Приказом Министерства финансов  Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 10.07.2000 N 65н).

            В этой же инструкции в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ четко определен порядок оприходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств образовательного учреждения при организации внебюджетной финансово-хозяйственной деятельности.

        Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 41, 47) доходы от оказания платных образовательных услуг, иной предпринимательской деятельности трактуются как неналоговые виды доходов бюджета и являются собственными доходами бюджета. К собственным доходам бюджета также относятся также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц (п.5 ст.41 БК РФ) (средства, перечисляемые на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы и т.п.). В соответствии со ст. 216 Бюджетного кодекса установлен принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с данного счета. Статьей 218 Бюджетного кодекса при исполнении бюджета по доходам также предусматривается перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета. В Классификации доходов бюджетов РФ, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», предусмотрены соответствующие коды (000 2 07 03000 03 0000 180 — Прочие безвозмездные поступления в местные бюджеты, 000 3 02 01030 03 0000 130 —Доходы от продажи услуг, оказываемых муниципальными учреждениями).

 

Основные средства образовательного учреждения.

Поступление, внутреннее перемещение

 

            Пункт 46 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях определяет следующий порядок документооборота при поступлении и перемещении основных средств (т.е. материальных ценностей со сроком эксплуатации более 1 года).

При поступлении основных средств от других учреждений и организаций (попечительский совет, физические лица и т.п.) комиссией, назначенной руководителем учреждения, составляется акт приемки - передачи основных средств ф. ОС-1 бюдж. в двух экземплярах. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Акт утверждается руководителем учреждения.

Объекты основных средств приходуются на балансе по документам поставщика, на которых материально ответственное лицо должно расписаться в получении этих ценностей с указанием даты оприходования.

Выдача их со склада оформляются следующими первичными документами:

       акт приемки - передачи основных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-1 бюдж.;

       накладная на внутреннее перемещение основных средств ф. ОС-2;

       акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ф. ОС-3 (0306002);

       накладная (требование) ф. 434.

       Накладная на внутреннее перемещение основных средств ф. ОС-2 применяется при передаче объектов основных средств от одного материально ответственного лица другому внутри учреждения или при централизованном учете - от одного учреждения другому.

 

Материальные ценности в образовательном учреждении.

 

            Все материальные ценности в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за правильную эксплуатацию и сохранность этих предметов. Эти лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге ф. М-17. Списание малоценных предметов производится при полной их изношенности на основании актов о списании малоценных предметов ф. 443, утвержденных руководителем учреждения, если иной порядок списания не установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти или главным распорядителем средств.

 

Прием наличных денежных средств. Касса образовательного учреждения.

 

               В соответствии со ст. 2 п. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» 
от 25 апреля 2003 года денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями 
(в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), 
организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. 
               В соответствии со ст. 2 п. 3 настоящего Закона «Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения 
могут про изводить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
         - продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках…;
               - продажи ценных бумаг;
               - продажи лотерейных билетов;
         - продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
               - обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
         - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях
               - разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами …;
               - продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
               - продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;           
               - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
               - торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
               - приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
         - реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы…;
               - продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных  знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи». 

Учитывая изложенное, прием администрациями образовательных учреждений от населения наличных денежных средств за реализацию товара (услуги) должен осуществляться либо с применением контрольно-кассовой машины, либо путем перечисления на расчетный счет в банк.

Сборы наличных денежных средств с родителей на услуги, сопутствующие образовательному процессу: охрану, праздники, покупку методических и расходных материалов, ремонт и уборка помещения, услуги гардероба и т.п. без применения ККМ являются административным правонарушением которое влечет наложение административного штрафа (ст.14.5 КОАП РФ) на граждан от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира вторые отрывные листы (копии записей в кассовой книге за день) как по валюте Российской Федерации (рубли), так и по видам иностранных валют вместе с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге. Представленный кассовый отчет проверяется бухгалтерией и на основании его ежедневно производится запись в накопительную ведомость по кассовым операциям ф. 381 (мемориальный ордер 1) и другие регистры бухгалтерского учета. В приходных и расходных кассовых ордерах ф. ф. КО-1 (0310001), КО-2 (0310002) указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются работником бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов ф. КО-3 (0310003) до передачи их на исполнение в кассу. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения и выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).

            Денежные средства могут вносится по извещению - квитанции ф. ПД-4 (0308004) в органе казначейства или кредитной организации для последующего зачисления на счет учреждения или органа казначейства. Если денежные средства вносятся наличными в кассу образовательного учреждения, то выдается чек ККМ, а принятые суммы ежедневно должны сдаваться на счет учреждения. Суммы, поступившие на счет образовательного учреждения, перечисляются в доход соответствующего бюджета.

            При организации привлечения внебюджетных средств в образовательном учреждении должна быть составлена смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год или любой другой более длительный срок). Средства, полученные на конкретные цели, определенные сметой, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае если это согласие не получено, средства следует вернуть. Средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета.

            Необходимо отметить, что в соответствии с п.8 инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 10.07.2000 N 65н) руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово - хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

 

Попечительские советы – самостоятельные юридические лица.

 

            Согласно части 4 статьи 3 Федерального Закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ "Об общественных объединениях" создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и становиться юридическими лицами, а могут функционировать и без государственной регистрации. Поэтому можно создать общественную организацию – попечительский совет и не регистрировать ее, но при этом необходимо учесть, что в незарегистрированной организации невозможно организовать прием благотворительных  взносов с соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и кассовых операций, установленных российским законодательством о бухгалтерском учете. Поэтому необходимо либо заключить договор с организацией, имеющей статус благотворительной, либо осуществить государственную регистрацию самостоятельного юридического лица.

            Необходимо отметить, порядок учета и оформления документов по соблюдению кассовых операций, по приобретению и передаче образовательному учреждению основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в попечительских советах – самостоятельных юридических лиц, практически не отличается от общепринятого.

Типовые междуведомственные формы, используемые попечительскими советами – самостоятельными юридическими лицами для учета основных средств:

1) Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1);

2) Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-2);

3) Акт на списание основных средств (форма ОС-3);

4) Акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4);

5) Инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС?6);

6) Опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-7);

7) Карточка учета движения основных средств (форма ОС-8);

8) Инвентарный список основных средств по месту их нахождения, эксплуатации (форма ОС-9).

            В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» [3. 4] бухгалтерская служба попечительского совета обязана руководствоваться в своей деятельности учетной политикой, утвержденной руководителем организации (председателем, директором и т.п.). Попечительский совет должен определить:

1) организационную форму бухгалтерской работы;

2) форму бухгалтерского учета;

3) порядок погашения стоимости основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также нематериальных активов;

4) приемы организации документооборота и инвентаризации;

5) способы применения счетов бухгалтерского учета;

6) системы учетных регистров;

7) системы обработки информации.

            Приказ по учетной политике издается не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Выбранная учетная политика считается применяемой попечительским советом со дня государственной регистрации.

            Введена ответственность за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, а также за нарушение лимита остатка кассы (для тех организаций, которым он установлен), т. е. за сверхнормативное накопление в кассах наличных денег.

            Следует отметить, что при организации попечительским советом приема наличных денежных средств для оплаты товаров, работ и услуг (охрана образовательного учреждения, проведение ремонтных работ, фото-видео услуги, проведение культурно-массовых и зрелищных мероприятий, оказание платных образовательных услуг и т.д.) применение ККМ обязательно, даже если торговая операция или услуга носит единичный характер. При отсутствии ККМ необходимо сдавать наличные деньги через учреждение Сберегательного Банка РФ на соответствующий счет юридического лица.

Нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета и отчетности юридических лиц являются административным правонарушением и подпадают под действие главы 15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Статья 15.1. «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» гласит: «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими  организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

Статья 15.6. «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» гласит: «Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах  срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда».

Статья 15.11. «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» гласит: «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов».

Необходимо отметить, что благотворительная деятельность, осуществляемая в формах и видах, соответствующих требованиям законодательства РФ о благотворительности налогами не облагается. Однако, при возникновении трудовых правоотношений между образовательным учреждением и физическими лицами (как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера), а также при выплате материальной помощи и выдаче товарно-материальных ценностей в качестве подарков физическим лицам возникает доход физического лица, который трактуется Налоговым Кодексом РФ, как объект налогообложения. При этом не имеет значения, кто оплачивает эти финансовые обязательства – само образовательное учреждение, либо попечительский совет в форме некоммерческой благотворительной организации по заявке образовательного учреждения. На указанные виды доходов начисляются подоходный, единый социальный налоги, а также страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве.

Сокрытие доходов физических лиц, а также неуплата соответствующих налогов и страховых взносов является уголовным правонарушением, подпадающим под действие статьи 199. «Уклонение  от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации»  Уголовного Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ):

1. Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 198 настоящего Кодекса;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

 

 

Hosted by uCoz